Новости

Российская электроника реально сделана в РФ? Идет ли уже к массовому потребителю?

25 июня 2024 года состоялась конференция «Российская электроника: в ожидании массового потребителя». Мероприятие было организовано газетой Ведомости.
Дискуссия развернулась в сторону обсуждения приоритетных направлений развития микроэлектроники в нашей стране, поиска решений общих проблем и ответов на вопросы государственного регулирования сферы.

Несмотря на присутствие крупных экспертов, за рамками дискуссии остались некоторые вопросы: трудности радиоэлектроники как более общей сферы, а также подготовка кадров.

Почему без инженеров и без «голоса» радиоэлектроники не добиться импортонезависимости, рассказывает генеральный директор SNDGroup, кандидат физико-математических наук Ольга Квашенкина.
Ключевыми дискуссиями конференции стали две пленарные сессии:

  1. Переход на массовые рельсы.
  2. Новые мощности: локализация производства и развитие инфраструктуры.

Переход на массовые рельсы

В рамках первой пленарной сессии, эксперты подвели некоторые итоги последних лет, обсудили затраченные усилия по достижению импортонезависимости в микроэлектронике.

Эксперты отметили, что работа над импортонезависимостью и технологический суверенитет стали сегодня частью составляющей национальной независимости и идентичности.

Вопреки расхожему мнению, значительная часть процессов уже действительно локализована в России, однако есть и ряд сложных для преодоления вопросов:

  • небольшая емкость российского рынка, которая связана с численностью населения; так, по одной из оценок, для полноценного замыкания рынка электроники, требуется до 500 млн. потребителей;
  • сложности с созданием компонентной базы.
При этом широкой аудитории кажется, что работа в этом направлении не ведется. Заблуждение вызвано тем, что российские производители в первую очередь ориентированы на сектора B2B и B2G, а не B2C.

Тем не менее, производители микроэлектроники начали предлагать решения для массового потребителя. Это приведет к большей популяризации и востребованности российских решений.

Новые мощности: локализация производства и развитие инфраструктуры

Вторая сессия была посвящена вопросу «сделано в России».

Раньше «сделано в России», в лучшем случае, означало крупноузловую сборку. В худшем – «переклейку шильдика».

На уровне государственных регуляций до сих пор нет однозначных критериев, какую электронику можно считать российской. На текущий момент, наиболее точный ответ дает балльная система Минпромторга, но она не лишена недостатков.

Отрасль озвучивает, что практика крупноузловой сборки не ведет к настоящему развитию и должна уходить в прошлое. Использование российской компонентной базы (созданной в стране или за рубежом, в дружественных странах по российскому авторству) дает гораздо более стабильную ситуацию на рынке и ведет к настоящей импортонезависимости.

Голос радиоэлектроники: путь к компонентной базе - кадры

Проблемы с кадрами в микроэлектронике являются частью более общей нехватки квалифицированных специалистов в радиоэлектронике.

Субсидирование сферы не приведет к нужному результату, если перед этим не появится достаточного числа инженеров.
Ольга Квашенкина выделяет несколько ключевых проблем в подготовке кадров.

1. Устаревшая материальная база ВУЗов

В большей степени проблема касается региональных ВУЗов. Она решается, но все еще остается - лабораторные и практические работы ведутся на безнадежно устаревшем оборудовании, которое сегодня не применяется на практике.
Молодые специалисты вынуждены осваивать оборудование непосредственно на производстве.

2. Нет связки «ВУЗ-компания»

Будущие работодатели не имеют “голоса” в учебном процессе. Зачастую, максимум участия для компаний - студенческие практики и присутствие руководителей бизнеса в ГАКах.
Выпускники не понимают целей будущего работодателя, а работодатель не знает, чего ожидать от нового работника.

3. ВУЗы готовят “неупотребимые” отраслью кадры

Традиционно сложилось, что рабочие кадры готовились в среднеспециальных учебных заведениях, а в высших - будущие ученые.
Сегодня, выпускник условного ПТУ уже не будет владеть достаточной квалификацией, чтобы работать на высокотехнологичном предприятии, а ВУЗы не выпускают молодых специалистов, владеющих навыками, которые от них требует рынок.

4. Будущие студенты не готовы к рынку

Куда бы не устроился выпускник, он – сотрудник компании, нацеленной на выручку. Однако, студенты не привыкли считать себя частью коммерческого предприятия и первые несколько лет “осваивают” этот soft-skill.

5. Медлительность регуляторов

Проблемы нельзя решить не только из-за нежелания учебных заведений. Государственные стандарты меняются значительно медленнее требований времени. Яркий пример - выпускник ВУЗа все еще должен сдавать работу на безнадежно устаревшем носителе - диске.

6. Стейкхолдеры связки «ВУЗ-компании» пропускают мероприятия друг друга

Будучи частью одного процесса, компании и ВУЗы упускают из вида взаимные формирующие конференции.
Коммерческие компании практически не представлены на карьерных ярмарках, форумах, часто упускают образовательные фестивали.
Представители ВУЗов также редко посещают ключевые мероприятия электронной отрасли: Ведомости Электроника, ExpoElectronica, ЭлектронТехЭкспо, Микроэлектроника, Электроника России, РАДЭЛ, ЦИПР.

7. Отсутствует сообщество, нацеленное на организацию диалога

Если в отрасли электроники существуют свои сообщества (АРПЭ, АКРП и другие), то нет ассоциации, которая курировала бы взаимоотношения между учебными заведениями и компаниями.
"Без проработки этих семи фундаментальных вопросов, – подчеркивает Ольга Квашенкина, – в России попросту не хватит достаточно сотрудников, которые создадут компонентную базу для отечественных производителей, либо подготовят разработки для формирования базы в дружественных странах".